Когда в прошлом году нам всем пришлось сидеть дома из-за карантина, я старалась заниматься не только научными делами, но и тем, что давно надо было сделать, однако руки не доходили: привести в порядок комнатные цветы, отсканировать несколько пачек старых газет, чтобы сохранить нужную информацию, разгрузить лоджию, на которой несколько лет лежали мамины огородные аксессуары.
На фото Екатерина Юрочкина
Все эти дела были нужные и полезные, однако я всё сильнее осознавала, что мой организм заметно обленился. Казалось, что он словно обрадовался: «Велено тебе сидеть дома, вот и сиди в соответствии с возрастом!» Даже так любимые совсем недавно виды тренировок — прогулки по лесу, скандинавская ходьба, катание на роликах, лыжах, коньках, велосипеде — перестали быть притягательными для меня. Когда наконец нам, людям старше 65 лет, разрешили выходить на улицу, то я, думая, что выбрать — пойти в лес с палками или остаться дома, чтобы почитать или написать что-нибудь, выбирала дом. Единственный всплеск двигательной активности у меня был летом, когда я почти без пропусков, в любую погоду, ездила поплавать в реке. Но в начале сентября купальный сезон завершился, и вновь я всё чаще оставалась дома, чтобы читать или писать, а не шла в лес с палками или на стадион с роликами.
Из прежней докарантинной жизни у меня осталась только гимнастика для шеи доктора Шишонина, о которой я рассказывала в № 11 «ФиС» за 2017 год. Я делаю ее с августа 2017 года, не менее 5 раз в неделю, аккуратно записываю свое артериальное давление до и после выполнения упражнений. По этим записям вижу, что мне гимнастика помогает.
Другие упражнения, для позвоночника, о которых писала ранее (№ 6 «ФиС» за 2014 год), я почему-то перестала делать, а ведь они мне так нравились когда-то. Сначала придумывала себе то одну отговорку, то другую, а потом не делала уже без всяких отговорок.
Я корила себя, вспоминала о своих публикациях в «ФиС» — как же так вышло, что я, столько призывавшая двигаться других, сама этого не делаю!
Мне было стыдно, но ничего не менялось. Не раз думала, что вот-вот начну плавно, понемногу восстанавливать свой прежний уровень физической активности в соответствии с кайдзен — японским способом движения к цели с одного шага, постепенно увеличивая нагрузку, когда-то я об этом тоже писала. Тщетно — мне не хотелось делать ни один шаг, ни полшага.
Временами казалось, что я уже не смогу самостоятельно справиться с апатией, всё сильнее охватывавшей меня. В то же время я понимала, что раз способна оценивать себя критически, анализировать собственное поведение, то еще не всё так плохо. Обленилось только мое тело, а с головой у меня пока всё в порядке. Впрочем, со стороны всё может выглядеть совсем иначе.
В связи с этим мне вспомнилась книга американского психолога Келли Макгоникал «Сила воли. Как развить и укрепить», которая становилась бестселлером во всех странах, в которых издавалась. В 2012 году, как только она вышла на русском языке, я купила ее и прочитала. Мне показалось, что она заслуживает внимания читателей «ФиС», но написать о ней в то время почему-то не получилось.
Келли, профессор Стэнфордского университета и по совместительству преподаватель йоги (отчего я стала уважать ее еще больше), разработала 10-недельный курс по укреплению и развитию силы воли. По ее мнению, «самообладание — это управление тремя силами: “Я буду”, “Я не буду” и “Я хочу”, и оно помогает вам достичь целей (или не попасть в беду). Как мы убедимся, мы — человеческие существа — являемся счастливыми обладателями мозгов, которые поддерживают все три функции. По сути, развитие этих трех сил и определяет нас как человеческий вид».
Размышляя над тем, какие из этих трех сил у меня развиты лучше, я поняла, что хуже всего обстоит дело с «Я хочу». Потому что мне давно ничего не хотелось. Видимо, прав известный писатель Юрий Нагибин, когда-то написавший, что старость — это не тогда, когда ничего не можешь, а когда уже ничего не хочешь.
Еще одну книгу я прочитала совсем недавно, во время карантина. Это книга другого психолога — Дэйны Ли-Бэггли «Здоровые привычки затягивают». Я читала ее, уже заметив за собой нежелание двигаться, и думала, что название не совсем соответствует содержанию. Потому что здоровые привычки, может, и затягивают, но не всех и не всегда, о чем, собственно, и говорится в книге. Зато плохие привычки затягивают всех, причем очень быстро. И мой собственный пример это подтверждает.
Ли-Бэггли не то чтобы успокаивает, но объясняет, что это — нормально! Потому что сотни тысячелетий эволюции формировали у человека потребность избегать боли и искать удовольствия, беречь энергию и идти по пути наименьшего сопротивления. То есть наши инстинкты побуждают нас поменьше двигаться и побольше лежать, чтобы приберечь силы для жизненно важной деятельности вроде бегства от врага или, наоборот, схватки с ним. А для выживания нужно большое количество энергии, которое можно взять из жирной и сладкой пищи.
В общем, жизненные приоритеты первобытных людей продолжают жить в глубине сознания современного человека в виде древних инстинктов. То есть, полагает Ли-Бэггли, реакция нашего мозга на некоторые вещи не особенно отличается от реакций наших доисторических пращуров, и это создает заметные трудности для ведения здорового образа жизни.
Осознание того, что моя малоподвижность с научной точки зрения естественна, не вызвало у меня особой радости. Мне хотелось отыскать какой-то пусковой крючок, который вернет мою прежнюю активность и окажет омолаживающий эффект.
И вот наконец пару недель назад я нашла то, что мне нужно, тот самый триггер, с помощью которого, надеюсь, я сумею преодолеть собственную лень. Им стал урок балерины Екатерины Юрочкиной с двумя упражнениями для достижения балетной, или «королевской», по ее выражению, осанки, на который я случайно наткнулась в Интернете. Каждое из этих упражнений выполняется за 1—2 минуты, и это так мало, что даже очень занятые люди могут выделить такое время, причем по нескольку раз в день. Упражнения мне так понравились, что я повторяю их не менее 7—8 раз в течение дня.
Упражнение первое
Встали прямо, ноги вместе — пятки, носки, колени. Поднимаем руки через стороны вверх, перекрещиваем запястья и соединяем ладони над головой. Тянемся макушкой вверх, живот подтянут, плечи развернуты, спина выпрямлена. Так стоим одну минуту, потом медленно опускаем руки в стороны, сохраняя положение тела. Повторяем еще раз, меняя положение рук: если при перекрещивании запястий сначала была правая сзади, левая спереди, то теперь делаем наоборот.
Екатерина, показывая это упражнение, обращает внимание на то, что поясница не должна быть прогнута, поднятые руки должны быть за головой, а не впереди нее. Возможно, у кого-то так сразу не получится, но со временем всё наладится. У меня руки находятся за ушами, слегка касаясь их.
Упражнение второе
Исходное положение то же: стоим ровно, ноги вместе, руки свисают по сторонам. Сдвигаем лопатки друг к другу, словно собираемся их соединить, как говорит Екатерина, прищепкой. Опускаем сведенные лопатки вниз, шею вытягиваем, макушку тянем вверх. Поднимаем руки, сгибая их в локтях, кладем ладони на плечи и давим на них, опуская еще ниже. Остаемся в таком положении одну минуту, потом опускаем руки вниз.
Итак, первое упражнение — две минуты, второе упражнение — одна минута, но можно их повторять в течение дня. Это то самое движение кайдзен, которое легко выполняется, причем между делом. Я, например, включаю чайник с водой, пока он закипает — делаю эти упражнения. Посижу за компьютером полчаса или час — встаю и делаю, и так далее.
Вот что говорит Екатерина Юрочкина, и я согласна с ней: «Гибкая спина для меня признак молодости и активности. Основные мышечные зажимы сосредоточены в шейно-воротниковой зоне. Обратите внимание на плечи. Наверняка они поджаты, или завернуты, или одно плечо ниже другого. Три этих фактора серьезно влияют на осанку и здоровье наших спин».
Когда я сделала эти упражнения впервые, то получила эффект, который почувствовала не сразу. Дело в том, что вдруг до меня дошло, что я больше не испытываю болезненных ощущений в области правого тазобедренного сустава. А ведь они были у меня несколько лет! Я полагаю, и у меня есть все основания так думать, что это результат перекоса разных частей моего тела. В той или иной степени перекос есть у всех, но у меня он выражен больше. И ноги у меня разные по форме, и нагрузка на стопы разная, что подтвердило обследование у ортопеда. И нижняя челюсть немного смещена относительно верхней, что показывают рентгеновские снимки моих зубов. Имеются и другие признаки того, что мои составные части расположены не совсем правильно по отношению друг к другу. Ситуация усугубилась не очень качественной операцией на правом плече после травмы, когда мне шурупом зафиксировали обрывки сухожилий. Плечо торчало вверх и вперед, пока я не вернула его в практически нормальное положение с помощью суставной гимнастики Норбекова (№ 3 «ФиС» за 2014 год).
Но это было давно. А сейчас сделала я упражнения Екатерины Юрочкиной один раз, потом второй, третий… Потом пошла в лес с палками. И вдруг ощущаю уже в самом конце ходьбы, что совершенно не испытываю в правом тазобедренном суставе никакой боли. Подняла ногу вперед, назад, прямую, согнутую — нет, совсем не больно!
Я решила было, что всё, проблема ушла. Но нет — до конца дня ничего не болело, однако утром, когда я проснулась и начала вставать с дивана, то почувствовала, что боль вернулась, пусть и не такая сильная. Теперь я каждый день проверяю, болит или не болит, и убеждаюсь, что болит, но всё слабее день ото дня. Поэтому считаю, что двигаюсь в нужном направлении, и надеюсь, что со временем избавлюсь от этой боли.
Написанное выше относится к физическому состоянию. А есть еще один аспект, эмоциональный. Мне потому так понравились эти упражнения, что их показывает балерина — молодая женщина с точеной фигурой и грациозными движениями. А ведь в детстве я очень хотела стать балериной. Я собирала все картинки «про балет», какие мне попадали в руки, — вырезки из газет и журналов, хранила их в картонной коробке из-под конфет, на крышке которой тоже была балерина. Помню, как меня, пятилетнюю, бабушка привела в Третьяковскую галерею. В одном из залов я увидела большой портрет балерины Ольги Лепешинской в красивом костюме Феи Сирени и отказалась идти дальше, желая смотреть на него, пока не выгонят.
В шесть лет я заявила маме, что хочу стать балериной, на что она ответила, что придется поступать в хореографическое училище и жить в нем, а не дома. Я была согласна. Тогда мама сказала, что в училище берут с 10 лет. И я терпеливо ждала четыре года. Наконец мне исполнилось 10 лет, мы отпраздновали мой день рождения. На следующий день я спросила маму, когда поедем в хореографическое училище. Она ответила: «Ты извини, но уже поздно. Я выяснила — в балетное училище надо поступать лет в 7—8, а в 10 уже не возьмут». Думаю, что мама заранее обдумала, как ответить, если я по-прежнему буду проситься в хореографическое училище. Ведь она понимала, что меня тут же отправят назад, когда увидят мои ноги, несовместимые с балетом, и хотела уберечь от горького разочарования.
Но я мамины слова выслушала довольно спокойно. Что-то уже перегорело, и балет перестал меня так сильно будоражить. Через несколько месяцев после этого разговора я вдруг четко осознала, что хочу работать в лесу. А позже, где-то в седьмом классе, мне хотелось быть журналистом, но потом лес снова взял верх. Так вот и работаю — и в лесу, и в двух журналах.
Лишь сейчас давняя детская мечта вновь вспыхнула в душе. Я смотрю на стройную женскую фигурку и думаю, что это я и есть, отчего становится радостнее жить и хочется двигаться по жизни дальше.
Ирина УТКИНА, кандидат биологических наук