В 2021 году международная группа ученых на основе изучения клеток крови опубликовала математическую модель старения, доказавшую: человек может до исчерпания жизнеспособности прожить 120—150 лет (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC8149842/). Этот вывод совпал с пределом, названным много лет назад сотрудниками Института биологии развития АН СССР на основании другого научного подхода. Не удивительно, что усилия многих врачей и ученых направлены на изыскание питания, обеспечивающего возможность достигнуть этот предел на практике.

2021 12 kon1

Определенные надежды в этом направлении дало обнаружение молекулярного комплекса TORC, участвующего в регуляции обновления клеток организма и его старении. Появилась надежда регулировать продолжительности жизни, уменьшая доступность для организма аминокислот пищи вплоть до полного голодания («ФиС», 2021, № 7).

Специалисты обратились к голоданию, как полному, так и интервальному, при котором чередуются приемы пищи и голодания («ФиС», 2021, № 10). Всё же голодание имеет свои недостатки, и тут появилась новая система питания — ДИГ, то есть диета без голодания, но как бы имитирующая голодание (за рубежом эта диета известна как fasting mimicking diets — FMD).

Диету разработал итальянский геронтолог и нутриционист Вальтер Лонго (Институт долголетия при университете Южной Калифорнии). В его диете полное голодание полностью исключено, а обычное питание чередуют с периодами резкого ограничения калорийности пищи, повышенного содержания жира и сниженного количества углеводов, а также белка.

Существуют разные схемы этой диеты. Например, рекомендуют пять дней ограничения в месяц. В первый день рацион ограничивают до 1100 ккал (11% белка, 46% жира и 43% углеводов), в последующие четыре дня калорийность снижают до 725 ккал (9% белка, 44% жира и 47% углеводов) с вариантами в зависимости от пола, веса тела и физической активности. Диета, используемая в дни ограничений, состоит исключительно из растительной пищи, источники жира в ней — растительное масло, авокадо, орехи, тыквенные семечки и др. В день потребляют 2—3 л воды, ограничивают тяжелые физические нагрузки.

Зигзагообразное изменение калорийности давно применялось в российской диетологии при лечении ожирения, но в случае диеты, имитирующей голодание, есть важные отличия: используется только растительный белок, к пониженной калорийности добавлено уменьшение в пище доли белка и особенно углеводов при увеличении доли жира.

В российских нормах питания белок составляет 12—14% калорийности, жиры — 30%. ДИГ напоминает низкоуглеводную диету («ФиС», 2020, № 8). Такое питание, воздействуя на TORC, должно подавить размножение клеток организма и вызвать уничтожение старых поврежденных клеток. Кроме того, в крови снижается инсулиноподобный фактор роста 1, что должно продлевать жизнь и помогать в лечении болезней. Российские врачи утверждали, что растительные продукты, используемые в периоды ограничения калорий, также улучшают детоксикационные способности организма (за счет индолов и фолатов), и это позволяет снизить воспалительный процесс — главный триггер любых заболеваний.

В связи с открытием TORC оживился интерес к растительному белку, дефицитному по содержанию некоторых аминокислот и по этой причине притормаживающему активность TORC. Ведь рационы, с обилием животного белка, способствовали смертности от всех причин, от сердечно-сосудистых заболеваний и рака, а растительные рационы, напротив, снижали смертность от всех причин. Так, в США отметили, что увлечение большим количеством жиров, жареной пищей, яйцами, мясными субпродуктами, обработанным мясом и сладкими напитками повышает риск инфаркта сердца на 56%. Такая диета у людей старше 45 лет повышает риск смерти от любой причины.

Значительная часть весьма обнадеживающих выводов о пользе ДИГ получена в опытах на животных и нуждается в проверке их применимости к человеку. С. Брандхорст и В. Лонго представили весьма наглядную таблицу, иллюстрирующую воздействия разных типов ограничения белка на продолжительность жизни и защищенность от болезней различных организмов — дрожжей, червей, мух, крыс, обезьян и человека.

У мышей ДИГ, а также голодание и низкобелковые диеты способствуют здоровой жизни, ее продлению и защите от возрастных заболеваний. Диеты с растительным белком на мышах не исследовали. У обезьян полезный эффект доказан для низкобелковых диет и диет с растительным белком, а по ДИГ и полному голоданию данных нет.

У человека польза для здоровой жизни и защиты от возрастных болезней доказана для голодания, низкобелковых диет и для диет с растительным белком, но в отношении ДИГ данных нет. Не удивительно, что о воздействии ДИГ на продолжительность жизни человека пытались судить по косвенным признакам.

Результаты одного из исследований показали: у людей среднего возраста двухмесячные циклы ДИГ уменьшали жир в животе, снижали риск развития рака и нарушения в коже, замедляли потерю кальция костями и, по мнению авторов исследования, обновляли иммунную систему и способствовали ожидаемой продолжительности жизни.

У здоровых добровольцев трехмесячный цикл ДИГ снижал вес тела, сахар в крови и ряд других показателей, связанных со старением, риском диабета, сердечно-сосудистых болезней, рака, и не сопровождался неблагоприятными проявлениями.

Однако у 107 женщин с избыточным весом и ожирением не было разницы в пользе между обычным ограничением калорий и ДИГ.

Имелись не всегда удачные попытки с помощью ДИГ предупреждать или лечить аутоиммунные заболевания (аутоиммунный диабет, ревматический артрит). ДИГ использовали при лечении рака в сочетании с химиотерапией, в том числе рака молочной железы.

Российские врачи в Интернете отмечают полезность этой диеты для предупреждения рака молочной железы, особенно у носителей мутировавшего гена BRCA, для снижения артериального давления, для профилактики болезни Альцгеймера и аутоиммунных заболеваний.

Врачи не рекомендуют эту диету беременным, пациентам, постоянно принимающим лекарства, людям с недостаточностью пищевых веществ или страдающим расстройствами пищевого поведения; с заболеваниями печени и почек, диабетом, сердечно-сосудистой патологией, с низким артериальным давлением, спортсменам во время активных тренировок и соревнований.

Сведений о применении ДИГ в спорте найти не удалось.

Диету, сходную с ДИГ (5 дней в месяц по 900 ккал), рекомендовал С. Гандри, прославившийся запретом есть помидоры («ФиС», 2021, № 1).

За рубежом осмотрительные врачи отмечают недостаточно полное исследование воздействия ДИГ на организм человека и настаивают на осторожном отношении к применению этого питания, говорят о необходимости дальнейших исследований. Относительно защиты от сердечно-сосудистых болезней врачи призвали к долгосрочным исследованиям, которые должны показать, может ли ДИГ стать стилем жизни человека или останется только диетой для использования в течение какого-то времени.

Критическое отношение к ДИГ находим и у российских врачей. Отмечают возможность отрицательного влияния пятидневных ограничений на работу желудка и кишечника, на гормональную систему, на возможность появления стресса и головных болей. Утверждают, что при наличии в крови белка APOE4 такое пищевое ограничение приведет к серьезному ухудшению липидного профиля.

Российские диетологи и геронтологи полагают, что для здоровой жизни пожилому человеку нужно не меньше белка, чем молодому, а половина белка пищи должна приходиться на продукты животного происхождения (см. книгу А.В. Погожевой «Ешь, пей, не болей. Уникальные принципы геродиететики и гериатрии», М., 2021). И здесь возникает существенное противоречие с рекомендацией ДИГ, ограничивающей белок и настаивающей на использовании только растительного белка.

У потребителя пищи возникает важный для его здоровья вопрос, понижать ему с возрастом потребление белка или не понижать. В июле 2021 года утверждены Методические рекомендации МР 2.3.1.0253-21 «Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации».

Величины потребности человека в белке в новых нормах были заметно повышены (старые нормы см. в «ФиС», 2021, № 7). На основе новых норм мы сопоставили в таблице потребность в белке пожилых людей с потребностью молодых, занятых преимущественно умственным трудом.

Потребность организма в белке (г в сутки, животный белок 50%)
 Возраст, годы  18—29  30—44  45—64 65—74   75 и старше
 Женщины  67  63  60  67  63
Мужчины 84 81 75 84 81

Как видно из таблицы, потребность в белке после 65 лет такая же, как у молодых с низкими затратами энергии. Однако в группах 18—64 лет с более высокими затратами энергии потребность в белке существенно выше. Так, при высоких затратах энергии у мужчин возрастных групп 18—29, 30—44 и 45—64 года потребность в белке достигает, соответственно, 114, 110 и 102 г белка в сутки. В этом случае после 65 лет нормы рекомендуют значительное снижение потребности в белке. В российских нормах вопрос о роли TORC не рассматривается.

Обнаружилось, что благоприятное воздействие ограничения белка, главным образом животного, возникает только у людей младше 65 лет (https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/24606898/), а в более старшем возрасте белок рациона, напротив, помогает снижать смертность от всех причин и риск рака.

Это открытие не только сильно ограничивает перспективы продления жизни с помощью ДИГ. В Интернете обратили внимание и на то, что Вальтер Лонг, создатель и активный пропагандист ДИГ, является не только ученым, но и владельцем компании L-Nutra, продающей под маркой ProLon пищевые наборы для его диеты. Реклама этих продуктов обещает омоложение, снижение веса тела, уменьшение жира на животе, снижение холестерина и сахара в крови, сокращение воспалительных явлений. Чем шире будут использовать ДИГ, тем выше доход компании. Университет, где доказывают пользу ДИГ, получает от компании L-Nutra гранты на исследования. Возникло опасение, что рекомендации Лонга по продлению жизни подчинены коммерческим интересам сбыта продукции названной фирмы.

Нечто подобное получилось с рекомендацией американского ученого Л. Полинга. Созданный им в США Институт ортомолекулярной медицины финансировался компанией «Хоффман-Лярош», производившей витамин С. Полинг «доказывал», что во имя здоровья нужно принимать этот витамин в огромных количествах, особенно при простуде. Идея Полинга распространилась и на другие витамины. В погоне за здоровьем и долголетием люди потребляли огромное количество витаминов, производители витаминов получали прибыль, а избыток купленных потребителем витаминов организм удалял с мочой. Шутили: у американцев самая дорогая моча.

Книги с рекомендациями Полинга разошлись по странам и континентам. В Германии мне довелось видеть не раз переиздававшуюся книгу У. Гробера «Ортомолекулярная медицина», в которой во имя здоровья и защиты от болезней автор рекомендовал ежедневно потреблять 10—50 мг витамина В1, 10—50 мг витамина В2 и 20—200 мг витамина РР.

Научная норма потребности в этих витаминах, соответственно, 1,5, 1,8 и 20 мг. И вовсе не зря в странах Евросоюза принят регламент, согласно которому обогащение пищи витаминами не должно превышать суточной нормы их потребления, признанной наукой. Последователей ортомолекулярной медицины, налегающих на витамины, я встречал и в нашей стране. Этот пример показывает, что, казалось бы, научно обоснованный проект на деле может оказаться коммерческой наживкой для сбыта продукции.

Виктор КОНЫШЕВ, доктор медицинских наук