Судья всесоюзной и международной категории, один из самых известных спортивных комментаторов советской эпохи Сергей Николаевич Кононыхин в сентябре минувшего года отпраздновал 80-летний юбилей. Правда, когда президент российской Федерации фигурного катания Александр Горшков, вручая ему по этому поводу почетный знак ОКР «За заслуги в развитии олимпийского движения в России», озвучил дату, все присутствующие ахнули: «Сколько, сколько, говорите?»

2021 1 tonk 2

Сергей Кононыхин в годы спортивной молодости

— Из каких источников черпаете жизненные силы, Сергей Николаевич, что никто не верит в эти цифры?

— Боюсь, что разочарую читателей «ФиС», но никаких специальных рецептов нет. Для того чтобы оставаться в форме, я не прилагаю никаких усилий. В парке не бегаю, зарядку не делаю, диет тоже не соблюдаю. Живу в своем обычном естественном ритме, как диктует мне мой организм. Вот в прошлом году дочка предложила составить ей компанию на корте (она у меня профессионально теннисом занималась), прислушался к себе: сил хватит? Хватит! Вышел и с удовольствием сыграл. А в настольном теннисе и сейчас дам фору любому хорошему игроку, тут уже без всякой ложной скромности. Но это не самоцель, конечно. Просто с этим видом спорта всегда дружил.

Единственное правило: если удается вырваться на отдых, всегда провожу его активно. Сидеть в шезлонге на берегу — не моя история. Сразу после моего юбилея мы всей семьей на несколько дней в Крым съездили, так и на Ай-Петри поднялись, и все окрестности обошли.

Я думаю, что дело тут, во-первых, в генетике (моя мама дожила до 96 лет), а во-вторых, в понимании, что ты востребован. Когда знаешь, что и в телевизионных проектах, и в фигурном катании (а моя работа в нем сейчас связана с организацией и проведением соревнований) всё еще нужны твои знания и опыт, о возрасте забываешь: ты собран, подтянут, у тебя совсем другая энергетика… Ну и характер, конечно, помогает. Вот и все секреты.

— Фигурное катание у нас, похоже, единственный устойчивый по многолетней популярности и успехам вид спорта. Почему так?

— Потому что ни в одном виде спорта нет столь тесного переплетения спорта и искусства, такой зрелищности. Сверкание льда, тщательно подобранные костюмы, прекрасная музыка и вместе с тем — дух состязания, воля к победе… Я думаю секрет этой магии как раз в комплексном воздействии на зрителя. Это — единственный зимний вид спорта, где спортсмен должен быть еще и артистом, а мы в этом очень сильны, русская школа фигурного катания всегда была театрализована. В фигурном катании делаются не просто элементы, а композиции, программы становятся похожи на мини-спектакли. Настоящие профессионалы способны на льду сердцем раскрыть себя, свой духовный мир. Это как у Пушкина — «Душой исполненный полет…» И зритель вовлечен в этот процесс, болеет за него, переживает, испытывает часть этого невероятного нервного напряжения…

— Женское фигурное катание всегда определяло его популярность в целом, как это, например, сейчас происходит у нас?

— Нет. Популярность ведь тесно соприкасается с результатами. Раньше у нас наиболее яркими представителями были мужчины: Четверухин, Овчинников, Бобрин, Ковалев, Фадеев, Урманов, Ягудин, Плющенко… Или танцоры — Пахомова с Горшковым, Бестемьянова с Букиным, парники — Роднина с Зайцевым… А теперь молодые девушки на слуху, они завоевывают больше всех золотых медалей, двигают вперед развитие своего вида спорта.

2021 1 tonk 3

Олимпиада-1980 в Лейк-Плэсиде. После победы Ирины Родниной

— Вы тоже фанат женского одиночного катания?

— Я больше к парному катанию неравнодушен, у меня к нему особая любовь, потому что наибольших успехов как спортсмен я достиг именно в этой дисциплине. Моей первой партнершей была Ирина Люлякова, нас поставила в пару легендарная Татьяна Александровна Толмачева, в группе которой мы тренировались в Москве на СЮПе — «Стадионе юных пионеров».

А позже я выступал с Людмилой Суслиной, и тренировались мы уже под руководством Михаила Дрея. Когда мы выступали, на лидирующие позиции выходили Людмила Белоусова с Олегом Протопоповым, с которыми нам довелось соревноваться на чемпионате СССР, Таня Шаранова с Сашей Гореликом, Татьяна Жук с Александром Гавриловым… Все старались чем-то выделиться, запомниться. Мы с Людой не могли похвастаться какими-то яркими фишечками, но некоторые парные элементы исполняли, как говорят сейчас, на плюсы. Входили в десятку сильнейших на чемпионате СССР...

— Почему же тогда вы решили стать инженером?

— После школы практически вся наша группа пошла в московский авиационный институт, и я не стал исключением. Мы ведь приходили в фигурное катание как любители, и не рассматривали спорт как главное и единственное дело своей жизни. А я к тому же всегда дружил с математикой, поэтому выбор технического вуза был для меня естественным.

То, что я не горю профессией инженера, я понял гораздо позже, уже проработав какое-то время на предприятии. А вот с фигурным катанием расставаться никогда не хотелось. Например, у меня никогда не было желания стать тренером или хореографом, но всегда тянуло к судейству. Начал судить первые соревнования, работая еще инженером.

Думаю, сыграли роль и годы, проведенные на СЮПе. В 50—60-х годах там царила особая атмосфера: для детей и подростков работало много различных секций, жизнь била ключом, ведь главной задачей было вовлечь детей в процесс, научить любить спорт. И мы после школы торопились на каток, а вечерами покидали его с неохотой, настолько нам было интересно!

Главное, что каждый из нас чувствовал себя членом большой дружной семьи. Не случайно, поступая в разные вузы, мы все продолжали тренироваться на СЮПе. И в этом была сила сюповской школы, закладывалась совершенно особая, осмысленная преемственность поколений. Во многом благодаря Татьяне Александровне. Кстати, почти все, кто тогда окончил далекие от спорта институты, вернулись в фигурное катание.

— В качестве судьи вы отработали на двух Олимпиадах и на десятках чемпионатов Европы и мира. Что бы вы назвали самым сложным в этой профессии?

— Умение быстро принять правильное решение. Не могу сказать, что в моей практике абсолютно все решения были правильными, но очень близкими к истине точно. Я бы еще добавил, что судейство — это вообще очень сложная и тонкая сфера мыслительной деятельности и принятия решений. Не случайно многие мои коллеги обладают аналитическим складом ума.

Важно, что помимо профессиональных знаний ты должен быть в хороших физических кондициях. Потому что отсидеть безвылазно восемь часов на льду — это требует усилий, физических и психологических.

До сих пор помню, как меня «накрыло» после финала мужского турнира на чемпионате мира 1977 года. Для меня эти соревнования оказались самыми напряженными из всех мировых чемпионатов.

Наш Владимир Ковалев тогда боролся на первое место с Яном Хоффманом из ГДР и с японцем Миноро Сано. Японский фигурист впервые в истории выиграл произвольную программу, Хоффман — короткую, а Ковалев — «школу». В короткой он был вторым, всё зависело от проката произвольной, а судейская бригада не отличалась для нас дружественным составом, была, как я их называю, очень «сопернической». В итоге Ковалев стал в произвольной третьим, а по сумме трех видов опередил всех!

Сегодня «система» складывает все выставленные судьями баллы, отбрасывает максимальные и минимальные оценки и выводит среднее арифметическое из суммы оставшихся. Тогда же считали места, выставленные арбитрами. И потому голос каждого из судейской бригады имел, в общем, бОльшее значение. А самое тяжелое заключалось в том, что какую бы оценку ты ни поставил, до последнего не было понятно, как распределятся места на пьедестале. Поэтому когда я вышел с арены за кулисы, врач команды бросился ко мне со словами: «Сергей, ты в порядке?» А у меня сил нет даже ответить. Только после того, как мне налили 50 граммов спирта, немного отпустило…

2021 1 tonk 4

На Олимпиаде-2014 в Сочи

— Это был тот самый знаменитый чемпионат, после которого вас и других советских судей дисквалифицировали?

— Отстранили от всех международных соревнований на один год. Помимо Ковалева наша команда завоевала еще две золотые медали: в танцах Ирина Моисеева и Андрей Миненков, в парном катании — Ирина Роднина с Александром Зайцевым. А Елена Водорезова получила малую золотую медаль за произвольную программу, исполнив три тройных прыжка! Конечно, такой результат на чемпионате мира был большим успехом для советского фигурного катания. Но в ИСУ к нашему триумфу отнеслись неоднозначно, не все были готовы смириться с тем, что мы начинаем доминировать не только в парном катании и в танцах на льду. Думаю, что именно это послужило причиной «разбирательств», после чего последовали такие санкции.

К слову, что бы там ни говорили, сила наших судей, что тогда, что сейчас, в том, что практически все они сами занимались фигурным катанием. А если у судьи есть понимание, как скользит конек, правильное ли у него ребро, если он может разложить любой элемент по полочкам, доверия к такому судье больше. И то, что в этом плане наши судьи качественно отличаются от многих своих зарубежных коллег, плюс нашей федерации.

2021 1 tonk 5

На Белой олимпиаде в Ванкувере-2010 Сергей Кононыхин помогал Евгению Плющенко быстрее акклиматизироваться

— Вы один из тех счастливчиков, кто, оставаясь душой и сердцем на льду, стали заметной фигурой и в других профессиях. Тележурналист, спортивный комментатор, главный редактор Главной редакции кинопрограмм, директор студии спортивных программ… Никогда не возникало внутреннего конфликта — что выбрать?

— Все 40 лет работы на телевидении мне удавалось совмещать судейство, а я был председателям Всесоюзной коллегии судей, с комментаторской работой, поскольку мои телевизионные руководители всегда шли навстречу. К слову, именно фигурное катание научило меня проходить по «тонкому льду» в сложных ситуациях и принимать разумные решения, что особенно пригодилось, когда я перешел на руководящую должность. Это ведь были сложные творческие коллективы под 100 человек, и каждый — яркая индивидуальность, будь то редактор, режиссер или комментатор.

Я всегда принимал решения самостоятельно и никогда не жалел о сделанном выборе. Чувствовал себя комфортно и в качестве судьи, и сидя у микрофона. Хотя работа комментатора преподносила немало сюрпризов, о которых поначалу даже не догадывался. В 1969 году я вел прямые репортажи с чемпионата Европы, там наш Сережа Четверухин впервые стал бронзовым призером в соревнованиях мужчин. Домой все летели радостные, ведь для советского фигурного катания это был прорыв! Но не успели мы вернуться в Москву, как грянул гром. Оказалось, что замечательная произвольная программа Сергея поставлена на музыку из кинофильма «Доктор Живаго». Фамилию Бориса Пастернака в СССР тогда не жаловали, особенно после того, как ему присудили Нобелевскую премию, а тут такой вызов!

Самое интересное, что Четверухин уже катал эту программу на других соревнованиях, и на это никто не обратил внимания. Но чемпионат Европы смотрели тогда все, в том числе и руководители государства, вот кто-то и заметил… Первым был вопрос: куда смотрел комментатор? «Вы же эту музыку слышали раньше, — допытывалось партийное начальство, — почему не среагировали?». Отвечал: «Я не смотрел этот фильм, поэтому не мог знать эту музыку». К счастью, обошлось без последствий, но главе Спорткомитета Сергею Павлову пришлось объясняться на самом высоком уровне.

— А от болельщиков доставалось?

— Случалось. Ведь сопричастность людей к тому, что происходило на льду, была всегда, просто выражалась по-другому. На заре моей комментаторской карьеры основная армия болельщиков была у Людмилы Белоусовой и Олега Протопопова, которые были не просто двукратными олимпийскими чемпионами, а символами эпохи, «лицом» всего советского спорта. Однако со временем им на пятки стала наступать молодежь — Ирина Роднина с Алексеем Улановым, Тамара Москвина с Алексеем Мишиным, Людмила Смирнова с Андреем Сурайкиным… И вот в репортаже с чемпионата СССР в Киеве, где все вышеназванные встретились друг с другом, мне надо было в тактичной форме дать понять зрителю, что Роднина и Уланов уже превосходят Милу с Олегом в техническом мастерстве. После короткой программы олимпийские чемпионы еще лидировали, а после проката произвольной на первое место вышли Роднина—Уланов, а Белоусова—Протопопов вообще остались за чертой призеров. Что тут началось! Письма от разгневанных болельщиков в «Останкино» несли мешками. Вопрос о том, почему проиграли двукратные олимпийские чемпионы, требовали рассмотреть чуть ли не на уровне Центрального комитета партии.

Страсти накалились еще и потому, что через месяц в Ленинграде должен был пройти чемпионат Европы, естественно, поклонники пары хотели видеть ее на льду в составе сборной СССР. Руководство нашей федерации, учитывая заслуги Милы и Олега, предоставило им право выступить в родном городе, отстегнув бронзовых призеров отборочного турнира Галину Карелину и Георгия Проскурина. Но олимпийские чемпионы отказались.

Всё это породило в городе массу слухов. И вот, представьте, день до начала соревнований, около Дворца спорта «Юбилейный» ажиотаж: билетов в кассах нет, но людей — толпы. Я иду к стоянке такси и тут вижу, что за мной следуют несколько человек во главе с крайне возбужденной дамой. Подходят. И вдруг обрушивают на меня поток претензий и угроз. Мол, зачем я обидел их кумиров (как оказалось, это были поклонники Белоусовой и Протопопова) в репортаже из Киева. Подъехало такси, я сажусь, а дама как закричит на всю улицу: «Товарищ водитель, если вы патриот своего города, немедленно высадите врага наших чемпионов!»

— Вы сами как-то сказали: комментировать фигурное катание — всё равно, что идти по минному полю.

— И думаю, что не преувеличил. В нашем виде спорта не только болельщики, но и тренеры, и спортсмены всегда остро реагируют на критику. Иногда и в безобидной фразе видят скрытый смысл. Поэтому, рассказывая о том, что происходило на льду, я всегда старался исходить из уважительного отношения к спортсмену, это было одним из главных принципов моей работы.

Я уверен: журналист не имеет права комментировать что-либо с ноткой высокомерия. Большие спортсмены — большие труженики, за одно это они уже заслуживают уважения. Что-то у них может получиться, что-то нет, но упрекать, давать какие-то советы, сидя у микрофона, не стоит.

Комментатор может выражать свои симпатии в чей-то адрес только в том случае, когда выступает национальная сборная. Когда ты болеешь за свою команду, это естественно. А когда начинаешь выделять любимчиков, ты уже не можешь дать объективную оценку происходящему на арене. Спорт — это борьба, победу определяет только результат, и нужно уметь уважительно относиться ко всем участникам соревнований.

Еще для меня всегда было очень важным подчеркнуть достоинства спортсменов, а не их недостатки. Слабые стороны зритель увидит сам, а вот обратить его внимание на то, что он может и не заметить — в этом и заключается доброжелательность рассказчика. На мой взгляд, доброжелательность — золотое правило комментатора.

— Нынешним тележурналистам этих качеств не хватает?

— Сейчас другие эстетические и интеллектуальные стандарты. Даже среди любителей спорта нет того единства аудитории, которое было раньше. На ура идет «желтизна», и мало кого интересует собственно спорт. Такая же, увы, стала и журналистика. Поэтому я бы ответил на этот вопрос так: всегда нужно помнить, что есть телевидение для тебя, и что ты есть для телевидения. Сегодня ты можешь мелькать на экране с утра до вечера, но это — преходяще. Куда важнее, вспомнят ли о тебе завтра. И что именно вспомнят. Мне кажется, те, кто сидит сегодня в комментаторском кресле, иногда об этом забывают.

2021 1 tonk 6

В студии телеканала «Культура»

— Если вернуться к тому, с чего мы начали, — к популярности фигурного катания... Как человека, который внес свою лепту в пропаганду этого вида спорта на телевидении, сегодняшний информационный фон вокруг наших фигуристов вас не пугает?

— Популярность сама по себе имеет «за» и «против». «Против» потому, что не все такую популярность выдерживают. «Крыша» может поехать и у зрелых людей, а у молодых (сейчас ведь ребята 15—16 лет в фокусе внимания СМИ), когда жизненные подходы и критерии еще неустойчивы, тем более.

Нечто похожее мы уже переживали. После того как в 1965 году в Москве впервые прошел чемпионат Европы, вся страна тоже «заболела» фигурным катанием. Но тогда оно только приходило к нам из-за рубежа, мы только-только начинали его познавать, и правильно определили, насколько хорошо этот эстетический художественный вид спорта может стать трендом нашей многонациональной страны. Та популярность сыграла нам на руку — привлекала очень многих к занятиям фигурным катанием на любительской основе. Эти занятия были доступнее, туда шли не по службе, а по душе. И очень жаль, что сейчас мы потеряли к нему такой вот бескорыстный интерес.

Сегодня на этот спорт смотрят, как на вид бизнеса, при этом общедоступность фигурного катания, как вида спорта, намного снизилась.

Попробуйте экипируйте своего ребенка для занятий в секции! Так что нынешняя популярность достаточно… неточная, я бы так сказал, потому что непонятно по каким критериям ее оценивать. Если посмотреть на общие цифры занимающихся тогда и сейчас, думаю, что те цифры будут выглядеть предпочтительнее. А с точки зрения сидения у ТВ и в социальных сетях, безусловно, здесь внимания стало больше. Только интерес этот по большей части нездоровый, не имеющий никакого отношения к развитию вида спорта. И вот это настораживает, безусловно. А из положительных моментов я бы отметил то, что сегодняшние фигуристы не стоят на месте, демонстрируют совершенно другие технические возможности, и это также привлекает зрителя.

2021 1 tonk 7

Когда мы были молодыми... Комментатор Сергей Кононыхин с Татьяной Тарасовой
и ее учениками Татьяной Войтюк и Вячеславом Жигалиным. Середина 70-х...

Фото из архива «ФиС» и Сергея Кононыхина

— Есть риск, что возможные изменения в правилах, которые некоторые страны пытаются продавить в ИСУ, например, поднять возраст для выступлений в женском одиночном катании, ввести артистическую программу, где количество сложных элементов будет строго ограниченно, остановят технический прогресс?

— Рост сложности — это естественный процесс, и его не остановить никакими искусственными барьерами. Сначала один оборот сделал, потом два, потом три, а потом — пять! Человек стремится к покорению новых высот. Это было, есть и будет. Не надо фигурное катание портить, придумывать какие-то правила и запреты, оно само останется таким, каким надо.

Оксана ТОНКАЧЕЕВА